#красавицаичудовище #типаобзор
Сказ о том, как Аспарагус: а) повелся на шумиху о персонаже-гее и б) не рассчитал время и не попал на вожделенный Трейнспоттинг.
Осторожно. Ниже вагон спойлеров.
Про то, что в фильме есть персонаж-гей, орали громко. Как по мне, этих геев там целый табор. И всей толпой они за два с половиной часа фильма даже выдают полторы годные шутки. Но все равно не понимаю, почему орали именно над этим фильмом, а "Лунный свет", который как бы и не скрывал, что он про геев, в прокат прошел абсолютно спокойно. Типа, надругались над детской сказкой? Даладно. Судя по тому, что всех всюду в итоге пропустили - это была такая пиар-кампания. Рассказываю, что же нам так усердно пиарили.
Фильм, видимо, сам чует, что его перед показом смачно завалили трейлерами посторонних картин, а сверху припечатали издевкой от Босса-Молокососа, поэтому сразу начинает с морали, тяжелой, как гранитная могильная плита. Зрителю показывают принца - тот, размалеванный, как кельтский воин, отплясывает на балу в окружении облаченных в белое красавиц. В разгар веселья прямо в бальный зал с раскатом грома врывается нищенка, начинает проситься на ночлег и предлагает в качестве уплаты розу. Когда принц ей отказывает, нищенка трансформируется в прекрасную боевую фею и карает принца за черствость, превращая молодого человека в чудовище. Поскольку светлая сила возмездия не знает ни границ, ни тормозов, заодно наказываются все, кто в этот момент попадается волшебнице под руку - их фея превращает в разнообразную домашнюю утварь, от метелки для пыли до платяного шкафа. Злополучную розу, отвергнутую принцем, фея ставит под стеклянный колпак и постановляет: если с розы облетит последний лепесток, а у принца так ни с кем и не случится большой и чистой любви, то все, волшебство обратный ход иметь перестанет. Молчел навсегда останется монстром, а говорящая мебель станет просто мебелью. Рассказывает все это заунывный закадровый голос, потому что зачем прописывать диалоги, когда можно сделать голос-инфодамп. На этом предыстория заканчивается и начинается собственно история.
Зрителя переносят в деревню, где все поют и одна только Белль смеет перемежать пение чтением. Ясное дело, нормальные люди не только не читают, они буквы друг от друга слабо отличают, поэтому в деревне Белль и посмешище, и чудачка, и отчасти изгой, и сами еще подберите слова в этом духе, не промажете. Не любили, в общем, девочку в школе, то бишь в деревне.
Несмотря на все вышеизложенное, у Белль есть ухажер, по имени Гастон. Еще не старый, но солдат и не знает слов любви. Важно! В первых сценах он показан, как человек недалекий, довольно самовлюбленный и объясняется с Белль довольно топорно, но не более того. Он определенно не омерзителен и даже был мне симпатичен своей прямолинейной неуклюжестью. Ключевое слово - "был", потому что потом сценаристы все запоганили.
Белль динамит Гастона с вежливой улыбкой, а потом, уже вне поля его зрения, только что средним пальцем ему в спину не тычет с криками "Какая свадьба? Никакой свадьбы!" и вообще в песенной форме плачется о своей горькой доле и о том, как ей, вольной пташке, тут тоскливо жить. Тем временем отец Белль, Морис, уехавший на ярмарку, под раскаты грома теряется в лесу, встречается с волками, кое-как от них утекает, теряя по дороге ценные товары, и наконец попадает в замок Чудовища. Там живая мебель ведет себя с ним дружелюбно и даже пытается накормить ужином, но всю картину портит чашка, которая палится, что она говорящая. Перепуганный старичок в ужасе делает ноги (потому что волки, ясное дело, куда безобиднее говорящей чашки), но, уже будучи одной ногой за порогом, вспоминает, что обещал дочурке розу. Благо, розы как раз цветут у Чудовища в саду, прямо посреди сугробов. Морис отламывает одну для Белль, и тут на него обрушивается карающая длань разъяренного Чудовища.
В деревне Белль встревоживается, когда к дому прибегает в гордом одиночестве конь, без Мориса и без повозки. Тут же разворачивает несчастную лошадь мордой в обратную сторону и велит мчать себя к отцу. Во дворе замка Белль выламывает для себя какой-то дрын и с дрыном в одной руке и говорящим подсвечником в другой идет искать отца. Или отцова обидчика, чтобы начистить ему нюх, тут уж кто первый подвернется. Отец девушки сидит в высокой башне в тюремной камере - но, прежде чем они с Белль успевают как следует пустить взволнованную слезу друг другу в жилетки, появляется Чудовище. Рычит, кричит, скачет по узким лестницам аки горный тур и всячески прессует девушку: мол, либо меняйся с папашей местами, либо пшла вон отсюда, воровская дочь. Но поскольку Белль не робкого десятка и акустическим воздействием ее не запугать, она, не моргнув глазом, занимает место отца в камере. Мориса Чудовище вышвыривает из замка прочь, Белль остается отбывать пожизненное вместо него.
Поскольку слугам в этом замке трижды начхать на хозяйские приказы, подсвечник по имени Люмьер вызволяет девушку из заточения. И вообще вся говорящая братия устраивает пленницу в замке с максимальным комфортом. Потому что а вдруг это та самая великая любовь, а часики-то тикают, а лепестки-то на розе почти закончились. Даже пытаются организовать романтический ужин на двоих, но что Белль, что Чудовище ужинать вместе не желают. И вообще заняты в основном тем, что с пеной у рта друг на друга орут. Из великой любви во все стороны лезет подкладка. Успокаивая потенциальную спасительницу, слуги развлекают ее концертом (не знаю, сколько экранного времени он занимает, но мне показалось, что эта никуда не двигающая сюжет нудятина шла минут двадцать, не меньше). Белль смелеет, шастает по запрещенной части замка, находит ту самую розу, тянет к ней руки, получает от Чудовища очередную вербальную нахлобучку - и тут ее внезапно пробирает до глубины души. До этого она с монстром самозабвенно переругивалась, а тут вдруг всхлипнула, оскорбилась и бросилась убегать из замка.
За пределами замка, как мы помним, обитают волки. Белль выскакивает прямиком к ним в лапы, хватает очередной дрын и начинает с ними махаться. Волки, как дурные боты в компьютерной игре, нападают в порядке строгой очереди, но девушке и это не помогает с ними справиться. Когда Белль уже вот-вот должны начать грызть, появляется Чудовище. Расшвыривает хищников в разные стороны, как подушки, а потом снопом валится на землю, потому что в ходе боя его дважды смертельно укусили в пятку. Красавица ему сострадает, не решается уехать, грузит Чудовище на лошадь и увозит в замок - лечить спасителя. Где-то в этом месте и начинает завязываться великая любовь.
Пока Белль и Чудовище всячески друг к другу привыкают, Морис возвращается в деревню и зовет на помощь. Все его высмеиваютс его рассказом про монструозного зверя, один только Гастон благородно встает в позу спасителя и защиника. Но, поскольку примерно к этому времени Чудовище в фильме становится благородной и трогательной няшей, нужно показать зрителю, что крошка Белль делает правильный выбор. Поэтому Гастона в срочном порядке трансформируют в агрессивного конченного мудака. Устав брести за старичком непонятно куда и слушать одну и ту же сказку про Чудовище-неведому-зверушку (а Морис еще и подогревает ситуацию, заявляя, что ни в жисть не отдаст солдафону руки Белль), Гастон делает потрясающе логичную вещь: избивает старичка, связывает и бросает в лесу. Мол, сиротку Белль будет проще прибрать к рукам. Хотя зритель, который уже видел, какая Белль робкая и беззащитная, понимает: для нее такая новость будет только поводом показать Гастону средний палец уже в лицо. Старичок, однако, не погибает - его спасает и приводит обратно в город нищенка Агата. Там отец Белль пытается обличать Гастона, но в хлам проигрывает полемику, после чего Мориса вяжут и пакуют в карету дурдома.
В замке Чудовища затосковавшая по дому Белль видит эту картину через волшебное зеркало. Чудовище благородным жестом отпускает девушку, разрешая ей мчаться отцу на помощь, размахивая желтой юбкой, а то самое волшебное зеркало отдает ей с собой в дорогу. Потом Чудовище взбирается на башню, следит за удаляющейся желтой юбкой, которая в сумерках на снегу горит как светофор, и поет трагическую балладу о своей любви. Он влюблен, но заклятие так и не спало, а значит, девушка его не любит, жизнь - боль и тлен.
Белль, примчавшись в деревню, сперва бросается карете сумашечкина домика под колеса, а потом, чтобы доказать историю отца, срочно вызывает Чудовище по скайпу-зеркалу и пугает его черным и прекрасным ликом окружающих. Гастон отбирает у нее зеркало, девушку швыряет в карету к отцу, а сам, пользуясь зеркалом как компасом, ведет агрессивную толпу в замок, убивать Чудовище. Белль же уговаривает отца вскрыть карету шпилькой и мчится на перехват.
Чудовище принимать бой не желает и меланхолично сидит себе в высокой башне, поэтому озверевших крестьян отгоняют слуги. Следует побоище, эпичное и по-хорошему бредовое. Гастон, как самый хитровыдуманный, в общей драке не участвует, а сразу поднимается на башню, объявляет, что его прислала Белль и палит в Чудовище из пистолета. Зверь, в начале фильма умиравший от укуса в пятку, весьма бойко скачет по башням с девятью граммами свинца между лопаток. За ним мчится явившаяся на помощь Белль, орет на Гастона (но как-то неуверенно орет, без огонька, в начале фильма она была воинственней) и пытается разрулить конфликт. Дело кончается тем, что пока слуги внизу успешно отбивают натиск, наверху Гастон фарширует Чудовище свинцом, как куропатку, после чего срывается с разваливающейся стены вниз и разбивается.
Чудовище при смерти, Белль рыдает, с розы облетает последний лепесток. Дальше следует самая сильная сцена в фильме, на которой даже я, старая перечница, распустил слезы - слуги Чудовища окончательно перестают быть людьми, превращаясь в обычный бессловесный чайник, обычный неподвижный подсвечник и так далее. Появляется фея - вот понятия не имею, зачем она туда пришла. Только если забрать ошметки облетевшей розы, других версий я не имею. В этот миг Белль, рыдая, признается Чудовищу в любви - и фея, не меняя каменного выражения лица, прощает просроченную минуту и возвращает всем человеческий облик. Ура, любовь торжствует, песни-танцы-хэппи-энд.
С сюжетной точки зрения - ничего нового, даже твист с просроченной минуточкой зрителю знаком по "Аленькому цветочку". Вопрос был только в том, как наполнят знакомый сюжет - наполнили не лучшим образом. Ввели некоторое число абсолютно картонных персонажей, явно служащих для того, чтобы выгодно оттенять Белль и Чудовище, но смотрящихся омерзительно. Растянули хронометраж песнями - если в "Троллях" песни не затягивались и шли по делу, если "Чем дальше в лес" был полностью мюзиклом, не прикидываясь ничем иным, то здесь то песня-инфодамп, то песня-черт-знает-что. Единственная не вызвала неприятия - баллада Чудовища на крыше, все остальное я бы безжалостно отрезал. А баллада даже была хороша. Сижу, пишу отзыв и думаю: я б ее переслушал, и в оригинале бы послушал, но ее же нет еще в сети небось, да?...
Это уже не детская сказка, потому что ее наполнили геями и битвами. Это еще не взрослый фильм, потому что он остался наивным, должным образом поднять градус серьезности поднять не смогли (да и пытались ли вообще?). И местами герои творят дичь. Это угнетает.
Можно сходить на этот фильм и посмотреть на Эмму Уотсон - по сути, она "на бис" исполняет Гермиону, это вызывает приятную легкую ностальгию. Можно посмотреть на Дэна Стивенса - лично мне очень понравилось, как он смотрится в этом фильме, что в гриме Чудовища, что без, что горделивым мудаком, что трогательной няшей. Можно попытаться добыть ачивки "узнать Гэндальфа" и "узнать Оби-Вана" - первую я собрал, вторую трагически зафэйлил. И картинка красивая. Плюс красиво поет в титрах Селин Дион. По-моему, основные достоинства я все перечислил.
Прилагаю двух главных муЩин картины - фактурный и суровый Чудовище и не менее фактурный и суровый Гастон в шикарном красном камзоле. Чуть ниже поет умница Селин Дион и - я таки нашел песню Чудовища, пока писал, правда, только на английском, но от этого она ничуть не хуже.
Это было мнение скептически настроенного Аспарагуса, не попавшего на вожделенный Трейнспоттинг. Сравнивайте со своим и помните, что я субъективен и не претендую на славное звание Истины-в-Последней-Инстанции. Хороших киносеансов вам.